Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Московского района г.Минска

Государственное учреждение образования «Гимназия № 174 г.Минска»
ЛОГО

8(017)316-60-72

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
 (ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ)

Исследовательскую работу учащегося можно интерпретировать как работу, направленную на освоение принципов научной деятельности. Поэтому участнику конференции необходимо знать азы научной методологии.

Методология – это организация деятельности, направленная на получение конкретного результата.

АКТУАЛЬНОСТЬ 
Нужна ли эта работа? Первый вопрос, на который необходимо ответить, начиная исследование. Актуальность – это та причина, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность исследовать ее, это ее злободневность. Например, «Социальные сети – новая среда манипуляции сознанием». Актуальность можно сформулировать так: 
«За последние годы интерес к социальным сетям возрос во много раз. Примерно 1/3 всего трафика посещений интернет-ресурсов приходится на Odnoklassniki и Vkontakte. При этом тенденция роста сохраняется. В связи с большим объемом вовлеченных пользователей можно считать эту среду достаточно мощным инструментом для преследования интересов тех, кто имеет непосредственный доступ к управлению этими сайтами».

ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ
Определив актуальность своей работы, вы должны определиться с тем, что конкретно вы будите исследовать. Для этого вам необходимо выбрать для себя конкретный объект и предмет исследования.

Объект – это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования – эта часть проблемы, исследуя которую, мы познаем целостный объект, выделяя его главные признаки.

Пример: Тема работы «Подпольная борьба в Минске в 1942 – 1943 гг.»

Объект: партизанская и подпольная борьба в годы оккупации

Предмет: вклад героев минского подполья в победу над фашистскими оккупантами. То есть, вы рассматриваете одну узкую проблему, которая связана с широкой – подпольная и партизанская борьба.

ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ
На основе сформулированной проблемы (как правило, проблема соответствует теме вашей работы), которая находит свое отражение в актуальности, после определения объекта и предмета исследования устанавливается цель вашей работы. Цель должна быть одна, она формулируется кратко и точно так, чтобы в одном предложении определялось то, что вы хотите получить по завершению своего исследования. Возможны следующие формулировки цели исследования:

  1. Разработать….. а) модель функционирования; б) исторический портрет личности.
  2. Выявить, обосновать, установить…. Причины поражения на первом этапе войны; причины развертывания всенародной борьбы; установить характер оккупационного режима и т.д.
  3. доказать …. Верность утверждения о всенародном характере Великой Отечественной войны

Обратите внимание, что нельзя формулировать цель и задачи следующими словами: описать, проанализировать, прочитать, рассказать о...

Разберем следующий пример: задача «проанализировать причины, развертывания массового партизанского движения». В такой формулировке нет действия, направленного на разрешение проблемы. Если нет проблемы и ее решения, то нет и научного исследования. Кроме того, «проанализировать» указывает только на метод вашей работы, т.е. вы будите использовать метод, чтобы получить результат. Использовать метод ради метода бессмысленно. В цели и задачах всегда заложен предполагаемый результат.

Цель исследования конкретизируется в задачах. Задачи – это этапы достижения цели.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, обоснованием сущности, природы изучаемого объекта.

Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая задача может быть связана только с каким-то практическим аспектом, например, использовать для популяризации здорового образа жизни, патриотизма и т.д.

ПРИМЕР: 
Цель работы:
определить общую модель, раскрывающую генезис и специфику функционирования «культа личности» на конкретных исторических примерах.

Задачи:

  1. Определить специфику психологического и исторического подхода к определению понятия «культ личности»;
  2. Составить исторический портрет наиболее известных диктаторов XX века в исторической ретроспективе;
  3. Выявить модель функционирования «культа личности» в конкретных исторических условиях.

Кроме цели и задач может быть выдвинута ГИПОТЕЗА. Гипотеза – это предположение, требующее доказательства, однако, объем школьной работы и тезисы, не требуют обязательного наличия гипотезы.

После определения объекта и предмета исследования его цели и задач вы должны описать МЕТОДЫ научного исследования. Методы могут быть ОБЩЕЛОГИЧЕСКИМИ, ЭМПИРИЧЕСКИМИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ.

Общелогические методы:

  1. АНАЛИЗ – это основной метод, который доступен учащемуся. Он предполагает выделение главного из всей совокупности информации.
  2. СИНТЕЗ – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств или отношений). Там, где есть анализ, там всегда есть и синтез. Например, вам необходимо определить причины того или иного события, у вас есть 10 статей и книг. Вы читаете их, выделяете ту информацию, которая связана с причинами события и выписываете эту информацию. Это есть анализ. После того, как вы проанализировали ваши источники, перед вами встает задача соединить всю информацию воедино так, чтобы получился грамотный, связанный текст, объясняющий ваши задачи.
  3. АНАЛОГИЯ – это метод вывода, который базируется на подобии между несколькими заданными объектами и позволяет переносить факты и знания, справедливые для одних объектов, на основе этого подобия.
  4. МОДЕЛИРОВАНИЕ – такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии, заменяющий оригинал.

Внимание: для большинства научно-практических работ учащихся достаточным уровнем может считаться овладения методами анализа и синтеза.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

  1. наблюдение;
  2. эксперимент.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

  1. мыслительный эксперимент;
  2. метод идеализации;
  3. метод формализации;
  4. аксиоматический метод;
  5. гипотетико-дедуктивный метод;
  6. метод восхождения от абстрактного к конкретному;
  7. исторический метод.

Все, что было изложено выше, описывается во введении.

Структура исследовательской работы

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения

Основное содержание

  • Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.
  • Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике развития темы.
  • На все цитаты, статистические данные (если они не являются итогом самостоятельной работы) обязательно должны быть оформлены ссылки. Пример: Суть этого анализа сводится к формуле, разработанной К. Марксом: Д-Т-Д. Суть этой закономерности состоит в чередовании эпох материальной экспансии (стадия накопления капитала Д-Т) и этапов финансовой экспансии (стадия Т-Д). На этапе материальной экспансии денежный капитал (Д) приводит в движение растущую массу товаров (Т), включая превращенную в товар рабочую силу и природные ресурсы; на этапе финансовой экспансии возросшая масса денежного капитала (Д*) освобождается от своей товарной формы и накопление осуществляется через финансовые сделки Д-Д [4, с.259].

Заключение

  • Основные выводы по результатам выполненной работы.
  • Теоретическое и (или) практическое значение полученных результатов.
  • Проблемы, не решённые или выявленные в процессе работы.
  • Пути дальнейшего развития темы.

Критерии оценивания исследовательских работ

  • Актуальность, обоснованность исследования.
  • Оригинальность подходов к исследовательской работе.
  • Полнота и логическая последовательность изложения.
  • Результативность исследовательской работы.
  • Практическая и теоретическая значимость полученных результатов.
  • Свободное владение материалом.
  • Чёткость обоснований и доказательств.
  • Владение основами исследовательской деятельности.
  • Использование методов, описанных в специальной литературе.
  • Умение аргументировано ответить на вопросы.

Тезисы докладов

  • Тезисы предназначены для читателей, не знакомых с устными докладами, и имеют самостоятельную познавательную ценность.
  • Из-за ограниченности объёма тезисы должны быть максимально информативны. Простой перечень вопросов, рассматриваемых в работе, не несут никакой информации.
  • Приведённые данные должны быть конкретными и по, возможности, преподнесены в сравнительном плане.

Литература для учителя:

  1. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование / А.Ф. Ануфриев. – М., 2002.
  2. Бартенева, Н.В. Научно-исследовательская работа учащихся / Н.В. Бартенева, О.Л. Дворникова // Преподавание истории в школе. – № 3. – 2005.
  3. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М. : Верба, 2001.
  4. Ивочкина, Т. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся / Т. Ивочкина, И. Ливерц // Народное образование. – 2000. –№ 3.
  5. Исследовательская работа школьников / сост. Н.С. Криволап. – Мн. : Красико-Принт, 2005.
  6. Капица, П.Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. – М. : Наука, 1981.
  7. Кунавич, А.В. Оформление исследовательских работ учащихся / А.В. Кунавич. – М. : МГОИПК и ПК, 2006.
  8. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М. : Флинта, 1997.

Позвоните нам

8(017)316-60-72