Версия для слабовидящих
Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Московского района г.Минска
Государственное учреждение образования
«Гимназия № 174 г.Минска»
ЛОГО

8(017)316-60-72

Экзамены 2022

Постановление о перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2021/2022 учебном году

Подготовка к экзаменам


Телефоны «горячих линий» по вопросам экзаменационной компании

380-06-50 – заместитель директора по учебной работе, Уласевич Раиса Владимировна

399-48-66 – главный специалист отдела дошкольного, общего среднего и специального образования управления по образованию администрации Московского района г.Минска, Симакович Ольга Сергеевна


Психологическая подготовка учащихся к сдаче выпускных экзаменов и централизованного тестирования

Успешность выполнения любой деятельности определяется состоянием психологической готовности к ней. Психологическая готовность – это сочетание личностных качеств и психологических особенностей человека, которое обеспечивает успешное выполнение соответствующей деятельности. Психологическая готовность является результатом достаточно длительного процесса подготовки.

Выпускные экзамены и централизованное тестирование рассматривается как сложный вид деятельности, который носит стрессовый характер, требует мобилизации ресурсов психики. Помимо проверки знаний по учебным дисциплинам происходит проверка человека на его психологическую устойчивость и выдержку.

Чтобы грамотно осуществлять психологическую подготовку к выпускным экзаменам и ЦТ, необходимо рассмотреть специфику предстоящей деятельности.

Особенности процедуры сдачи экзаменов и ЦТ. 

- Результаты выпускных экзаменов влияют на средний балл аттестата, определяют положение ученика в школе

- Результаты ЦТ определяют положение ученика в школе и в будущей жизни.

- Во время выпускных экзаменов и ЦТ происходит своеобразное психологическое давление на ученика ( не подведи!), возникает боязнь быть неуспешным, необходимость соответствовать ожиданиям педагогов и родителей.

- Экзамены и ЦТ предполагают проверку знаний по большому объему учебной информации за ограниченный отрезок времени.

- ЦТ проходит в новой незнакомой обстановке.

- Во время ЦТ присутствуют незнакомые люди, которые строго контролируют процедуру экзамена.

- Организация ЦТ строго регламентирована по процедуре и форме.

- Процедура ЦТ – это длительное статическое напряжение, ограничение движений в сочетании с интенсивной умственной деятельностью.

- Процедура сдачи выпускных экзаменов и ЦТ связана с сильными эмоциональными переживаниями, это стресс.

- Тестовый характер заданий требует умения делать осознанный выбор.

В ходе индивидуальных и групповых консультаций, а также на классных часах и родительских собраниях необходимо ознакомить учащихся и их родителей с оптимальным режимом и правилами подготовки к выпускным экзаменам и ЦТ.

Правила подготовки учащихся к экзаменам

1. Использовать время на подготовку к экзаменам максимально эффективно. Заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям, составив план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.

2. Подготовить место для занятий, убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.

3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.

4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.

5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз – утром и вечером.

6. При заучивании необходимо учитывать «правило края» - обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
7. Во время подготовки учитывать индивидуальные особенности:

- тип запоминания информации ( зрительный – все читать про себя, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли , делать выписки, рисовать схемы, решать тесты.)

- тип темперамента ( холерику – создать значимую мотивационную деятельность и не торопиться, проверять себя, сангвинику – осознать ответственность деятельности, меланхолику – верить в себя, успокоится, не переутомляться, флегматику – самоконтроль времени)

8. Полезно составить план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.

9. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, «звезду», «дерево» как приемы схематического представления материала.

10. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самоподготовки, что приводит к осмысленному запоминанию.
11. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.

12. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения.

- Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
- В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера.

- Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе»

- Использовать аромотерапию , смехотерапию

- Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть », - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

13. Заботиться о своем здоровье.

- Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха.

- Организовать регулярное правильное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки, травяные чаи, рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.

- Отдыхать на природе.

Накануне экзамена

1. Все бегло повторять, просмотреть, чтобы снять тревогу во время экзамена.

2. Мысленно продумать и представить всю процедуру предстоящего экзамена – аудитория, место, необходимый материал ( ручка).

3. Подготовить все необходимое, одежду

4. Настроится на успех (все будет хорошо)

5. Хорошо выспаться.

6. Утром – проснуться, улыбнуться, настроится на положительные чувства, потянуться, сделать самомассаж головы, ушных раковин, рук, 10-15 секунд полежать в позе эмбриона, легкая, зарядка, завтрак.

7. Рассчитав время, придти в место проведения тестирования за 45 – 30 минут (организационные вопросы, очередь, очередь, поиск аудитории)

На экзамене 

1. Четко следовать инструкциям организаторов тестирования ( занять указанное место, заполнить бланк…)

2. Осмотреть и успокоится.

3. Сконцентрироваться

- мысленно пройти по собственному телу от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос.

- сконцентрироваться на собственных мыслях (О чем я думаю)

- сконцентрироваться на собственном дыхании (как я дышу?), использовать мобилизующее дыхание.

- провести быстрый массаж лба, ушных раковин, пальцев, соедин6ить пальцы рук попарно и сконцентрироваться на этом 3-5 секунд.

4. Контролировать время, распределив свою работу.

5. Быстро посмотреть материалы теста ( что поможет в сознании выделить необходимый объем информации )

6. Четко осознать условия задачи, можно читать шепотом, чтобы лучше сконцентрироваться.

7. Проявить предприимчивость, не тратить много времени на очень сложные задания – пометить их в черновике значком сложности ( очень сложно-? , средний уровень сложности - !), чтобы потом вернуться, если останется время. Уверен – отвечай, не уверен – рассуждай ( исключи самые несоответствующие ответы, из оставшихся – выбери тот, что ближе).

8. Контролировать свое состояние – успокоить себя, передохнуть 2-3 минуты.

9. Доверять интуиции, включить в свою работу подсознание.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ СТРЕССЕ?

Отрицательные эмоции – плохие попутчики в жизни человека. Они вызывают растерянность, разочарованность, уныние, тоску, сковывают волю, влияют на самочувствие. Как научиться избавляться от отрицательных эмоций? Психологи предлагают несколько путей выхода из экстремальной душевной ситуации. Вот некоторые из них:

Думайте о случившемся. Но при этом анализируйте только то, что уже произошло. Это поможет в будущем избежать подобных ситуаций, заставит активно и целенаправленно думать. Активное и целенаправленное размышление поможет вам выйти из состояния пассивности и уныния. Как только вы почувствовали, что вас покидает пассивность и уныние, переходите к реализации второго совета.

Переключайтесь. Не «зацикливайтесь» на бесплодных сожалениях о прошлом, стремитесь к достижению реальной и актуальной цели. Встряхнитесь в буквальном смысле: потрясите головой, руками. Прикажите себе: «Все! Довольно! Выводы сделаны. Теперь надо заняться другим». Новая деятельность может осуществляться в двух направлениях. Первое – необходимо направить усилия на исправление своего промаха (например, испорченное любимое платье можно перешить, перекрасить, перекроить и т.д.). Второе направление предполагает активное занятие делом, не имеющим никакого отношения к причине вашего расстройства (например, посвятите себя домашним заботам, встречайтесь с друзьями и т.д.).

Поплачьтесь. Если рядом есть доброжелательный и умеющий слушать собеседник, то «поплачьтесь ему в жилетку». Цените таких людей, помогайте им. В трудные для вас минуты они возьмут «на себя» часть ваших отрицательных переживаний. Облегчение может принести и беседа со случайным попутчиком в дороге. Как правило, с незнакомыми людьми мы бываем более откровенными. Здесь работает фактор анонимности. Так часто поступают одинокие люди. Они стараются иметь в доме кошку или собаку, и все, что накипело у них на душе, они выговаривают им. Статистикой установлено, что присутствие в доме животных продлевает жизнь их одиноким владельцам.

Напишите письмо. Вы можете описать все свои огорчения и переживания в письме к другу, которое никогда не пошлете. Сохраните его, перечитайте спустя некоторое время. Возможно, это поможет посмотреть вам на себя со стороны. Любую критическую ситуацию надо пережить, фактор времени в этом смысле очень важен. Время уменьшает силу эмоциональных переживаний.

Сделайте себе подарок. Этот совет может выполнить в буквальном и переносном смысле. Например, займитесь весь день только тем, что вам нравится. Или хотя бы пару часов! Некоторые получают удовольствие и от вкусной еды. Отрицательные эмоции после этого значительно слабеют.

Помогите ближнему. Помощь ближнему дает двойной выигрыш. Сделайте «доброе дело» и вы избавитесь от плохого настроения.

«Растворите» печаль во сне. Это один из самых простых и древних способов расстаться с унынием. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее».

Найдите компенсацию. Например, если вы серьезно заболели, это, безусловно, плохо, зато у вас появилась возможность вдоволь почитать, подумать о жизни и делах. Как говорится: «Нет худа без добра!»

Соприкоснитесь с природой. Походите по парку или выберитесь за город. Постарайтесь почувствовать гармонию природы, подумать об удивительных способностях красоты восстанавливать душевные силы.

Расслабьтесь. Сядьте удобно, добейтесь максимального мышечного расслабления. Прикройте веки. Мысленно окиньте себя изнутри взглядом. Лоб разглажен… Лицо расслаблено… Челюсти разжаты… Руки, туловище, ноги расслаблены. Дыхание ровное, спокойное. Представьте красивый пейзаж. Постарайтесь как бы перенестись туда, почувствовать аромат цветов, трав, услышать шелест листьев, журчание ручья… Наслаждайтесь отдыхом и покоем. Побудьте в таком состоянии 5 – 7 минут, после чего сделайте глубокий вдох, откройте глаза. Напрягите мышцы ног, туловища, проверяя их послушность, готовность к работе. Хорошо помогают расслабиться и приятные мелодии.


Рекомендации педагога-психолога по подготовке к экзаменам

  1. При подготовке к экзамену на рабочем столе не должно быть ничего лишнего, мешающего.
  2. Перед занятиями проветри комнату, выключи телевизор, музыку.
  3. Заниматься лучше днём.
  4. При заучивании формул, определений, цитат повторяй выражения вслух.
  5. Пиши шпаргалки, но не пользуйся ими, они помогают систематизировать и обобщить материал.
  6. Готовьтесь заранее, по частям. Распределите, какое количество вопросов будете готовить ежедневно.
  7. Обязательно оставьте один день на повторение.
  8. Взяв билет, начинай готовиться с того вопроса, который для тебя легче.
  9. Напиши примерный план ответа. Ответ должен состоять из введения, основной части и заключения. Это поможет тебе справиться с нервозностью, а преподавателю лучше тебя понять.
  10. Тебе задают дополнительный вопрос? Не пугайся. Не торопись с ответом. Можешь сказать, что тебе надо подумать. Перед тем как давать ответ, сформулируй его в уме.
  11. Ты ошибся? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете как её исправить – сделай это. Если тебе укажут на ошибку и ты не уверен в своей правоте, лучше согласись. Не бойся ошибок! Используя ошибки, учись лучше разбираться в материале.
  12. Мысли о возможном провале не даром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думай о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учись ставить конкретные цели и стремись к их реализации.

Позвоните нам

8(017)316-60-72